Отдел НИОКР Миасского филиала Южно-Уральского Государственного Университета (г. Миасс, Челябинская область)применил российскую SCADA TRACE MODE (АдАстра, Москва) в проектирование и реализации системы технического учета электроэнергии для энергопроизводства Уральского Автомобильного Завода (г. Миасс, Челябинская область).
Учитывая неизбежную этапность развертывания комплекса в масштабах автогиганта, на первом этапе была реализована сквозная однолучевая схема системы технического учета электроэнергии УралАЗа, охватывающей диспетчерский пункт (ДП) и только один контролируемый пункт (КП) с количеством каналов контроля и измерения около 100.
Аппаратура нижнего (полевого) уровня системы учета электроэнергии Уральского Автомобильного Завода построена на базе модульного промышленного контроллера МПК-103 «ТехноДАТ», разработанного отделом НИОКР Миасского Филиала Южно-Уральского Государственного Университета (г. Миасс, Челябинская область). В качестве модуля центрального процессора в нем используется контроллер «Лагуна». Применение «Лагуны» позволило ощутимо снизить общую стоимость полевой аппаратуры. Благодаря процедуре автопостроения SCADA TRACE MODE процесс программирования контроллера и проектирования ПО верхнего уровня суще-ственно упростился и ускорился. В качестве адаптеров ввода/вывода использованы интеллектуальные модули связи и преобразования информации (МСПИ), разработанные отделом НИОКР Миасского Филиала Южно-Уральского Государственного Университета. Диспетчерский уровень «УралАЗ Энерго» имеет следующую архитектуру:
- Сервер энергопроизводства УралАЗа отвечает за сбор, обработку, архивирование и отображение информации от периферийных контроллеров «Лагуна». Кроме того, сервер энергопроизводства является поставщиком текущей, архивной и статистической информации диспетчерским и плановым службам энергопроиз-водства;
- Автоматизированное рабочее место (АРМ) диспетчера электроцеха, предназначенное для оперативного контроля потребления электроэнергии и аварийных событий;
- АРМы диспетчеров энергобюро, целью которых является учет потребления электроэнергии, анализ и планирование режимов энергопотребления;
- АРМ инженера АСУ, предназначенный для технического обслуживания и наращивания системы «УралАЗ Энерго».
Использование процедуры автопостроения и возможности тиражирования графических объектов позволили, после выбора типового решения, в кратчайшие сроки провести рутинную работу по созданию проекта в целом.
Изначально сервер энергопроизводства «УралАЗ Энерго» рассматривался как поставщик информации для экономических и плановых служб энергопроизводства. Любая информация по группам потребителей, по текущим или архивным измерениям, распределение потребления электроэнергии по зонам и расчетным периодам может быть получена при соответствующей обработке текущих и архивных технологических измерений. Таким образом, для последующего предоставления информации по энергопотреблению решено было использовать возможности Сервера Документирования SCADA TRACE MODE с его собственным богатым математическим аппаратом. Кроме того, HTML-основа Редактора Шаблонов Сервера Документирования позволяет легко создавать документы, используя практически неограниченные возможности, имеющиеся на сегодняшний день у разработчика WEB приложений. Одно из основных преимуществ, определивших выбор Глобального Сервера Документирования SCADA TRACE MODE (имеющего возможность публикации отчетов в Internet/Intranet) – это возможность организовать рабочие места на базе обыкновенных Internet браузеров. Глобальный Сервер Документи-рования публикует документы (по сути дела, HTML-страницы) на сервере по заранее заданному сценарию с использованием шаблона. После этого любые заинтересованные пользователи, такие как сотрудники энергобюро, руководи-тели и начальники служб объектов-потребителей, специалисты экономических и плановых служб УралАЗа, могут получить любую необходимую им информацию, при этом количество одновременно активных рабочих мест не ограничено. Далее, при создании ПО верхнего уров-ня, основной задачей был выбор типового решения для обработки и отображения информации с каналов ТИИ, ТИТ и ТС – остальное сделали процедура автопостроения и встроенные механизмы тиражирования. Разработка шаблонов документов для публикации в Internet/Intranet также требовала только типового решения, которое позволило персоналу легко создавать новые шаблоны, используя типовые в качестве основы. Эта задача также была успешно решена благодаря широким возможностям Редактора Шаблонов SCADA TRACE MODE.
В результате специалисты Отдела НИОКР Миасского филиала Южно-Уральского Государственного Университета смогли предоставить УралАЗу эффективную систему, обладающую такими немаловажными достоинствами, как универсальность, простота изменения и наращивания, открытость для взаимодействия с другими приложениями. Новый этап автоматизации энергоучета на Уральском Автомобильном заводе предусматривает масштабное увеличение числа контролируемых пунктов, расширение функциональных возможностей системы, увеличение количества активных пользователей, интеграцию с программным обеспечением ERP уровня УралАЗа.
По материалам доклада: «ТРЕЙС МОУД» + «ЛАГУНА» - ОТ ПОЛЕВОГО УРОВНЯ ДО INTRANET Чистяков В.В., Белов Е.Ф., Бусыгин В.В., Бельков А.С., Добшиков А.Е, Носиков М.В., Саган И.А., отдел НИОКР Миасского филиала ЮУрГУ, Сборник работ 7-ой Международная конференция Разработка АСУТП в системе ТРЕЙС МОУД, М., 2001 |